Линкс (lynx9) wrote,
Линкс
lynx9

Охота пуще неволи - 2

Я нынче большая поклонница горы Арбель (под Тверией) и всем израильтянам и гостям страны горячо рекомендую.

О ее существовании я узнала этим летом, когда мы с приятелем хотели попасть на гору Береники, на которой расположены развалины византийской церкви святого, кажется, Петра (ее основатели не поленились закатить на вершину горы каменный якорь), но я перепутала и решила, что искомая гора называется Арбель. Ехали мы по GPS, так что приехали таки на Арбель и любовались закатом с вершины. А приятель рассказал мне, что с вершины горы идет тропа к пещерам, в которых во времена царя Ирода скрывались разбойники (вернее, сторонники Хасмонеев). Я решила, что обязательно туда доберусь.

Гора Арбель высотой 400 метров от подножия. Первые двести метров - это обычная гора, каких в Галилее множество. А следующие двести - это отвесные скалы. Вот так:

В них-то и выкопали себе пещеры повстанцы. Ироду пришлось построить специальные машины, которые спускали на веревках клети с бойцами на уровень пещер. Воины Ирода одержали верх и сбросили повстанцев в пропасть. Позднее там пробегало много народу, в частности, в 17-м веке эту территорию держал некий друзский шейх, которые построил внутри скалы целую крепость.

Гора сама очень живописна, а с вершины ее открывается замечательный вид на Кинерет.

Прибыли мы туда в 6 утра. Кроме нас там было еще двое таких же сумасшедших. Они, правда, в отличии от нас догадались запастись одеялами - ветер был холодный. Мы же утеплились полотенцами.

А где же тут баня?!

Восход был интересный, из-за дымки над голанским плато солнце в начале своего восхождения напоминало глазок яичного желтка. :)

Разумеется, до открытия заповедника по тропам идти не стоило, да и холодный ветер отнюдь не вызывал такого желания.

Так что мы отправились в тверианские минеральные источники, по пути обнаружив друзскую могилу Итро (тестя Моисея), которого друзы почитают как пророка и именуют по-другому. Здесь какое-то общественное здание при ней.

Осмотреть подробнее не вышло - охрана нас погнала и велела возвращаться после полудня, а потом не сложилось. Но любопытно, там еще красивая прогулочная дорога вдоль обрыва.

По дороге попалась исключительно дружелюбная и предприимчивая арбельская собака.

Это она в окно нашей машины заглядывает. За позирование была вознаграждена куском мяса. :)

А на обратном пути встретили колоритные экземпляры израильского рогатого скота:

Дорога над Тверией:

Вернулись на Арбель мы уже около часу дня. Мать после горячих источников не выразила желания лезть по тропам, где обещались лестницы, и осталась наверху. Решение это оказалось весьма верным, потому что она бы там не прошла, ибо лестницами дело не ограничилось. :)

Предупреждение: маршрут противопоказан людям, боящимся высоты.

Чтобы добраться до пещер, нужно прежде всего спуститься по скале, угол наклона которой близок к вертикальному. Для этого тропа оборудована вбитыми в скалу железными скобами. Вот так:

Или так:

На этом склоне, пока я отдыхала в середине, мне на ум пришел незабвенный отец Феодор. Причем, на жену свалить свое местопребывание не представлялось возможным. :)

На самом деле, спускаться было несложно и довольно безопасно. Не нужно болтать ногами в воздухе, удобно хвататься. Правда, надо думать, как именно спускаться. Мне, конечно, - люди опытные это делали в три раза быстрее меня и совершали вещи еще более удивительные (о них позже).

Спускалась я около часа, потом тропа пошла ровно вдоль склона, что в первый момент меня не шибко обрадовало, потому что ограждения там не удосужились поставить, а меня уже немного покачивало. :)

Результат, однако, превзошел все ожидания.

Тропа привела сначала к подножию скал, которые возвышались над головой подобно варварским замкам. Фотографии, к сожалению, не способны передать впечатления.

Потом я подошла сначала к cерии укрепленных пещер:

А потом к замку, что построил друзский военачальник:

Замок это - сеть пещер и переходов, вырытых в скале на нескольких уровнях, и укрепленных стенами. Такого я еще не видела. Очень интересно.

Хотя маршрут и определен как "для людей опытных", на тропе было огромное количество детей, в том числе совсем мелких. Был молодой парень с двумя детьми: двух и четырех-пяти лет. Двухлетка ехал за плечами у папы на специальном сиденье, а мелкая девочка шла своими ногами, и была вполне счастлива. По скобам она, вероятно, карабкалась при помощи отца.

Самое же удивительное деяние я увидела уже у конца маршрута. Выглядел он так: скальная стена, высотой метров пятнадцать-двадцать. Сначала нужно влезть при помощи скоб на высоту в несколько человеческих ростов. Потом тропа шириной в ступню человека ведет серпантином еще на десяток метров вверх, человек же должен держаться за стальной трос. И к подножию этой стены пришли люди с овчаркой. Овчарке, конечно, оказалось затруднительно карабкаться по скобам и держаться за стальной трос. И вот что эти люди сделали:

Глава семьи взвалил собаку на плечо и так влез по скобам. Потом он шел с собакой по карнизу, страхуя ее с боку, со стороны пропасти (т.е. цепляясь за трос в полувисячем виде и держа собаку все время между собой и скалой) , показывая ей, куда ставить лапы, и подтягивая в нужных местах. Собака явила собой пример редкого воспитания и доверия хозяину. Она, было видно, немного нервничала, но слушалась хозяина, не пыталась проявлять самодеятельность (для нее бывшую бы смертельной в случае ошибки) или вырваться, когда ее поднимали на плече над пропастью. Я поднималась вместе с ними, и так переживала за собаку, что перестала бояться сама.

В общем, я в полном восторге, хотя устала больше той собаки. :)